Чем продвижение в B2B отличается от B2C? Ключевое различие между маркетингом B2B и B2C заключается в целевой аудитории. В целом B2B-маркетинг основан на тех же принципах, что и B2C-маркетинг, но реализуются они по-разному. Розничные клиенты выбирают продукты и услуги не только по цене, но и по популярности, прихоти и другим эмоциональным причинам.
Конечная цель клиента B2C – получить товар по наивыгодной цене быстро, в B2B же покупатели, наоборот, принимают решения в первую очередь на основе цены, логистики, ассортиментной матрицы и других потенциальных преимуществ для бизнеса.
Конечная цель B2B-клиента – получить полный список товаров из сделанной заявки на оптимальных условиях с возможностью улучшения условий сотрудничества в долгосрочной перспективе. Вот почему громкие и срочные рекламные акции плохо работают в B2B-сегменте.
Кроме того, процесс продаж в B2B длиннее: требуется больше времени, чтобы превратить лида в платящего клиента. Это связано с тем, что многие люди и отделы вовлечены в B2B-покупки. Таким образом, стратегия акций и скидок в B2B должны быть в первую очередь нацелены на создание долгосрочной лояльности, а не для быстрых продаж.
Лояльность и дополнительные продажи должны быть основными столпами вашей стратегии скидок в B2B. Но льготные условия оплаты, сниженные цены и другие скидки или поощрения – только верхушка айсберга.
Вы уверены, что ваши акции и скидки принесут вам желаемую прибыль? Можете ли вы отслеживать и управлять всеми предложениями? Можете ли вы сказать, какие скидки приносят вам наибольшую пользу? Читайте дальше, чтобы узнать больше.
Виды скидок и бонусов в B2B Многие B2B-компании не используют скидки в стратегическом плане, достигая противоположного эффекта: вместо того, чтобы создавать ценность, скидки разрушают ее и в процессе снижают восприятие вашего бренда. При анализе скидок в B2B можно выделить несколько категорий:
Фиксированные скидки. Всем покупателям предлагаются скидки одинакового типа и уровня без каких-либо различий между клиентскими сегментами, объемами заказа или типами и продолжительностью контракта. Например, каждый покупатель, купивший более X товаров, получает скидку 10%.
Гибкие скидки. В этой категории B2B-продавцы дифференцируют скидки на основе различных характеристик клиентов и заказов, но не могут предоставлять скидки на основе прогнозируемого CLV и вознаграждения за поведение, создающее ценность.
Скидки по стоимости. Компании, которые делают скидки стратегически, используют этот подход. Предлагая скидки, продавцы могут связать ценность, которую создает поведение данного клиента, с соответствующим стимулом.
Вы, вероятно, можете сказать, что скидки по стоимости – это то, к чему всегда должен стремиться ваш бизнес. Тем не менее, начать работу и выяснить, какое поведение создает ценность в вашем бизнес-контексте, может быть трудно. Мы собрали несколько примеров поведения клиентов, которые следует поощрять и вознаграждать соответствующими скидками:
- переход на постоянный заказ, гарантирующий более длительное партнерство;
- переход с определённой ссылки и определенного источника (корпоративные сайты и внутренние ресурсы);
- покупка продукции с более высокой маржой;
- участие в исследованиях и опросах, которые могут помочь вам улучшить ваше предложение
Как повысить ценность рекламных акций в B2B? Каждый рубль, вложенный в скидку, оказывает влияние, которое можно количественно оценить по объему, ассортименту продукции или LTV. Это может и должно быть определено количественно таким образом, чтобы помочь сравнить эффективность.
Если вы просто снизите цены, чтобы стать более привлекательными, могут произойти следующие сценарии:
- все остальные ваши клиенты будут ожидать того же (более низкая цена)
и/или
- ваши конкуренты отреагируют снижением цен, что создаст ценовую войну.
Любой вариант влияет на размер прибыли и ваши отношения с клиентами.
Сложность решения состоит в том, чтобы поддерживать стабильные цены и дифференцировать их, предлагая акции и скидки только избранным клиентам. Лучшей практикой здесь является то, что предлагаемая скидка должна обеспечивать желаемую цену, объем и набор продуктов (или продуктовых линеек), а также чтобы сложность предложения не перевешивала его коммерческие преимущества.
Скидки в B2B можно и нужно уточнять, чтобы стимулировать конкретное поведение клиентов, как, например, рост, удержание, улучшение ассортимента продукции или покупку комплексных предложений. Как и другие формы скидок, рекламные акции в B2B позволяют продавцам сообщать покупателям, как и почему покупатель получает самую низкую цену.
Как построить умную стратегию скидок в B2B? Прежде чем реализовать стратегию продвижения, ваша организация должна ответить на следующие вопросы:
- какое поведение, создающее ценность, вы пытаетесь стимулировать и вознаграждать?
- какой тип и скидку предложить для желаемого поведения?
После того, как вы определили свои стратегические цели, вы должны перейти к более оперативным вопросам:
- как персонализировать эти предложения (чтобы вы были уверены, что покупатель, получивший предложение, действительно стоит потраченных средств)?
- как отслеживать использование (погашение) и рентабельность этих предложений?
- как сделать управление скидками быстрым, простым и прозрачным
Почему B2B-компании неправильно используют оптовые скидки?
Одним из примеров того, насколько неэффективными могут быть скидки в B2B, является предоставление оптовых скидок всем клиентам. Если вы предлагаете одинаковую скидку всем клиентам на основе оптовой сделки, то:
- возможно, вы увеличиваете свои производственные затраты (вам нужна большая мощность, но только время от времени) ;
- вы можете потерять деньги, предлагая скидки, которые не принесут вам больше продаж, а просто сместят заказы с обычных, небольших партий на пунктуальные, большие заказы.
Главный подводный камень здесь – отсутствие персонализации предложения, отсутствие долгосрочных стратегических целей и отсутствие отслеживания влияния скидки на поведение клиентов.