— Владимир, за вашими плечами 15-летний опыт работы в области разработки IT-решений. Давайте поговорим об отличиях B2B-системы от классического интернет-магазина, ориентированного на розничного покупателя. Почему, добавив к платформе интернет-магазина несколько функций, на выходе не получишь B2B-систему?
— Действительно, B2B-система, основная цель которой — автоматизация продаж, — это не интернет-магазин. И стандартные подходы здесь не работают. Потому, что интернет-магазины — и бесплатные, и очень даже платные — в большинстве своем делают технари — хорошие специалисты в своей области, но далекие от понимания торговых процессов. Почти все готовые решения (коробочные, облачные) несут в себе жесткие связи объектов торговли: товар, скидка, покупатель, корзина и т.д. Именно в этой жесткости и заключается проблема. Например, разработчик уверен, что предусмотренная им функция скидки охватывает все категории клиентов. Формально это так: функция скидки нужна всем. Но, начиная разбираться, покупатель такой системы всегда приходит в тупик. Скидок может быть великое множество: на товар, на группу товаров, по объему заказа, индивидуальная, по промо-коду и другие. И вот, когда покупатель системы хочет "зашитую" скидку перепрограммировать, переделать ее логику под свои задачи, тут-то и начинается "веселье". Простую, казалось бы, функцию, оказывается, очень непросто перестроить: приходится покупать дополнительный модуль или вообще переходить на другую систему. Вроде бы что-то сделали как надо, и тут уже приходится все переделывать заново. Таких историй множество.
Поскольку B2B-система, как правило, ориентирована на оптового покупателя, то она должна учитывать, в первую очередь, специфику отношений между юридическими лицами. К примеру, доступ в личный кабинет могут иметь сразу несколько сотрудников компании. Следовательно, необходимо предусмотреть разделение прав доступа: менеджер должен видеть только свои заказы, руководитель — все, администратор управляет аккаунтами и реквизитами, но не видит заказы. Другой пример: интерфейс и функционал сайта должен быть ориентирован на быстрое формирование заказа. Ведь, в отличие от розничного покупателя, оптовик уже неоднократно совершал покупку нужного товара и его цель — максимально быстро его и сформировать заказ. Каждая минута работы в B2B системе — это деньги. Чем меньше времени потрачено для заказа, тем быстрее идет торговля и растут обороты.
Наконец, так сложилось исторически, что в нашей стране любая компания обладает индивидуальными особенностями ведения бизнеса. Фирмы, занимающиеся схожими направлениями, могут иметь кардинально отличающиеся систему учета, логистику, схему ценообразования, менеджмента и прочего. Кто-то применяет для расчета дилерских цен коэффициенты, кто-то оперирует только валютными ценами, у кого-то есть своя внутренняя валюта и свой курс. И всё это B2B-система должна учитывать.