Во время тестирования Baymard University удобства использования «Учетных записей» 34% участников пытались выполнить поиск контента, не связанного с продуктом (например, «политика возврата», «отписаться», «отменить заказ», «пункты выдачи товара» и т. д.).
Пользователи часто искали этот контент, потому что им было трудно найти ссылки на него в навигации по сайту. Этот вспомогательный контент и ссылки на него как правило помещаются в подвал страницы или вложены глубоко в разделы справки.
На мобильных устройствах поиск «непродуктового» контента может быть еще сложнее — бесконечная прокрутка, мелкий шрифт ссылок или не очевидная логика меню.
Несмотря на важность таких запросов, 39% сайтов из исследования Baymard University поддерживают не все информационные запросы.
Поиск по характеристикамФункциональные запросы — это запросы, которые включают в поиск один или несколько атрибутов продукта.
Например, покупателю нужна не просто «куртка», а что-то более конкретное, например «кожаная куртка».
«Характеристики» могут представлять собой широкий спектр атрибутов продукта, например:
- Цвет (например, «красные платья»);
- Материал (например, «тканевые диваны»);
- Характеристики производительности (например, «жесткий диск на 1 терабайт»);
- Формат (например, «Atomic Heart PS4»);
- Цена (например, «кроссовки 300-500 рублей»);
- Торговая марка (например, «Помада lancome») ;
- Размер (например, «майка 46 размера»).
Этот список можно продолжить бесконечно и у каждой товарной группы он будет свой.
Запросы «функции» почти всегда используются в качестве квалификатора для другого типа поиска — способ фильтрации поисковой выдачи и формирование максимально релевантного листинга товаров.
Поиск по характеристикам очень важен, поскольку здесь мы имеем дело с уже сформированной потребностью и конкретным запросом. От того насколько правильно и точно сработает поисковая система и фильтры зачастую зависит произойдёт покупка или нет.
Это понимают большинство ритейлеров, поэтому во время тестирования Baymard University поиск по характеристикам был самым распространенным типом. Среди ведущих сайтов ecommerce 86% поддерживают его на хорошем уровне.
Поиск по тематике товараЧто именно представляет собой «коврик для гостиной», «спальный мешок для экстремальных погодных условий» или «ретро-платье»? Конечно, мы все понимаем что это и можем распознать эти товары, но вот для поисковой системы определение их точного значения может быть проблемой.
Тематические запросы часто немного сложно определить, потому что они по своей природе расплывчаты и могут включать следующие нечеткие границы:
- Места использования (например, «мебель для ванной»);
- Сезонные условия или условия окружающей среды (например, «весенняя куртка», «спальный мешок для холодной погоды»);
- Случаи и события (например, «свадебный подарок»);
- Рекламная атрибутика («распродажа духов»).
Тем не менее, они являются вполне реальными понятиями для пользователей, особенно актуально для одежды, мебели, спорта и хобби.
Для создания и поддержки подобных «тематических» поисков требуется много интерпретаций, как с точки зрения смысла самого запроса, так и с точки зрения внутренней маркировки продуктов.
Очень важно, чтобы запрос (например, «весенняя куртка») представлял все релевантные продукты, а не только несколько продуктов, в заголовке или описании которых есть эти ключевые слова.
Для этого требуется тематическая маркировка каталога товаров, чтобы определить, например, какие куртки подойдут для весны (а какие нет). Нужны сквозные характеристики на основе которых можно было бы создать нужные каталоги и связки товаров.
Реализовать такой поиск без внедрения
PIM системы задача сложная, поэтому 36% ecommerce проектов исследованных Baymard University не смогли правильно обработать «тематические» поисковых запросы.
Поиск по совместимости товараПокупатели часто не знают названия необходимого аксессуара или запасной части — вместо этого они знают название продукта, который у них уже есть.
Поэтому нередко можно увидеть, как пользователи выполняют запросы совместимости, в которых они вводят название или марку продукта, который у них есть. А иногда тип аксессуара или запасной части, которую они ищут, например, «чехол для камеры Sony RX100».
Запросы на совместимость требуют строгого соответствия — это два или более продукта, которые должны работать вместе. Таким образом, они обычно генерируются следующим образом:
- Комбинируя название бренда и конкретную модель или серию основного продукта (например, «ноутбук Dell XPS 13 Touch») вместе с типом аксессуара (например, «адаптеры»)
- Путем объединения названия бренда и «типа продукта» основного продукта (например, «ноутбук Dell») вместе с типом аксессуара (например, «защитная пленка для экрана»)
- Используя только основное название продукта (например, «macbook pro») и ожидая найти среди результатов нужные аксессуары.
- Используя только название аксессуара или детали (например, «адаптер для ноутбука» или «ремень для пылесоса»)
Пользователи не всегда знают или помнят конкретную модель своего продукта, поэтому поддержка более общих типов продуктов и торговых марок важна. В этом случае покупателю нужно показать максимально релевантные общие запросы с точки зрения логики и маркетинговых целей.
А еще некоторые пользователи намеренно исключают тип аксессуара из своего поиска и ищут только тот продукт, который у них уже есть, поскольку они ожидают, что аксессуары будут доступны рядом с продуктом.
В обоих случаях отображение опции просмотра дополнительных товаров для таких поисков окажется очень полезным для этих покупателей, поскольку это дает им возможность посмотреть все варианты совместимых товаров. В этом случае увеличение выбора даст больший шанс к покупке.
Отношения совместимости могут быть очень сложными и иметь множество зависимостей. Более детально о такой системе совместимости мы рассказали в нашем кейсе «
История внедрения PIM-системы для компании X-com: начало».
Сленг, аббревиатуры и символы в поискеСленг и аббревиатуры технически проще всего учитывать в поиске, поскольку по сути просто требуется сопоставление между различными терминами; например, сочетание сленговых слов, таких как «гриндера» с «обувью» или «корзинка» с «аксессуарами для велосипеда».
Аналогичным образом должны быть сопоставлены аббревиатуры, например, «мл» сочетается с «миллилитром», а «HP» — с «Hewlett-Packard».
С символами может оказаться немного сложнее, поскольку они могут действовать не только как синонимы, но и могут менять значение в зависимости от расположения слов в запросе.
Например, символ «-» может использоваться для обозначения как минуса (например, «спальный мешок для -10 градусов») , так и диапазона (например, «свитера 1000-3000 рублей») .
В этих случаях не только меняется значение символа, но он также действует как инструкция фильтрации товаров.
Этот тип поиска важный, но сложный. По данным Baymard University, 49% сайтов не поддерживают даже самый простой поиск с использованием сленга или разных аббревиатур для единиц измерения (например, «холодильник 200 литров» вместо «холодильник 200 л», «200 ГБ» против «200 гигабайт») .
Создание подобного типа поиска возможно при наличии специального справочника в
PIM системе. При таком подходе сопоставление разных единиц измерения, аббревиатур и сленговых выражений будет происходить на уровне шаблона и отображаться в результатах поиска правильно.
Чтобы сделать площадку удобной для людей, достаточно обеспечить поддержку 6-7 типов запросов.
Эксперты из Baymard University рекомендуют начать с поиска по точному запросу, по типу продукта, характеристикам и тематике товара. Если эти четыре типа реализованы на хорошем уровне, у пользователей не будет проблем с поиском товаров.