Свяжитесь с нами
Оставьте свои данные и наши менеджеры свяжутся с вами
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Внедрение PIM-системы для фармацевтической компании
В каждой торговой и производственной отрасли есть свои нюансы и особенности. Фармацевтическая отрасль далеко не исключение. В ней особенно важен товарный контент и его атрибуты, качественный поиск, категоризация, листинг и правильные связки с аналогами. Именно для этих целей компания приняла решение внедрить Compo PIM.
С какими проблемами столкнулись?

У компании была довольно сложная система по работе с товарным контентом. Добавление, изменение, обогащение товарного каталога происходило из 1C, SAP, Bitrix, Excel-файлов и других источников. Товарный каталог вёлся в 1С, там находились только базовые атрибуты. Однако товарный ассортимент аптек имеет достаточно большое количество характеристик (около 30), на их заведение и наполнение требовалось много временных и трудовых ресурсов.

Ситуация усложнялась тем, что информация по ним разрознена по разным информационным системам, приходилось наполнять характеристики и медиа информацию вручную и в разных системах (1С, админка сайта). Необходимо было агрегировать все данные по товарам — фото, описание, атрибуты и т.д.

Интеграция с Brandquad

В рамках проекта предполагалась интеграция с PIM системой Brandquad — каталогами производителей (Импорт) на обогащение товаров атрибутами. При детальном погружении в задачу пришли к выводу, что подключиться необходимо по API, но портал Brandquad отказал в предоставлении информации о товарах, размещенной в их PIM системе.

Brandquad не позиционирует себя как владелец данной информации и требует разрешения производителей для доступа к данным о товарах этих производителей. Производителей очень много, соответственно у всех запрашивать разрешения очень трудозатратно и не все его дадут.

Аналитика и исследование проблем

В ходе изучения проблематики товарного контента в фармацевтической отрасли было проведено несколько исследований, подробнее о них можно прочитать в статьях “Как качественные изображения в листинге поднимают конверсию” и “Прокачиваем поиск в ecommerce. 8 типов поиска, которые увеличивают конверсию”.

Были выявлены основные факторы товарного контента в онлайн-аптеках, которые влияют на бизнес-показатели:

  • У 80% посетителей Customer Journey начинается с поисковой строки;
  • Качественный листинг товаров (изображения, описания, характеристики, подсказки) увеличивает конверсию в корзину на 50%;
  • Связки по аналогам и дженерикам могут уменьшить процент ухода с сайта на 40%;
  • Создание тематических справочников “Лекарство от простуды”, “Таблетки от головы”, “Осенний авитаминоз” и прочее могут увеличить UE и, как следствие, общую конверсию;
  • 90% SEO это брендовые запросы, но возможно улучшение низкочастотных и среднечастотных запросов за счёт более структурированного, полного товарного контента.
Задачи и решение

Внедрение Compo PIM помимо организации товарного контента подразумевало и интеграции с внутренними и внешними информационными системами — розничные интернет-магазины, Фарм Портал, трансляция и получение данных по API.

Были выделены и решены приоритетные задачи:

  • Создание центрального хранилища для всех продуктовых данных;
  • Обогащение товаров посредством интеграции с Фарм Порталом;
  • Улучшение качества информации о продуктах, уменьшение ошибок;
  • Автоматическое обновление продуктовых данных на всех связанных каналах;
  • Массовое управление товарами и характеристиками.

Совокупность этих решений позволило сократить ручную работу сотрудников по управлению продуктовой информацией и улучшению бизнес метрик.

Предпосылки, ожидания и реальность внедрения Compo PIM

В результате опроса представителей компании мы получили ответы на важные вопросы, в которых отражены задачи и проблемы.

Причины внедрения Compo PIM

  • Отсутствие единой системы управления информацией о товарах;
  • Отсутствие выстроенного процесса появления нового ассортимента на сайте, сразу с подгруженной информацией;
  • Отсутствие инструмента управления категориями и их содержимым на уровне e-com.
Цели внедрения. Какие проблемы решаем?

  • Повысить информативность карточек товара на b-apteka;
  • Адаптировать поисковые конструкции к особенностям категорий товаров;
  • Сократить время появления заполненных карточек товара по новым SKU на b-apteka;
  • Сократить время актуализации данных в карточках товара на b-apteka.

Ожидания по улучшению экономических показателей от введения PIM системы:

  • Планируемый прирост количества посещений сайта с поисковых систем за счет SEO карточек товара – на 5%;
  • Планируемый прирост заказов за счет конверсии сайта – 2%.

Внедрять или нет? Какие трудности ожидались от запуска PIM системы

От запуска PIM-системы ожидалось уменьшение числа трудностей в части процесса управления контентом. Основной причиной сомнений являлась стоимость PIM систем, отраслевых решений, либо кастомизации для аптечной отрасли в ecommerce, точнее, возможность защиты бюджета на проект.

На какие KPI обращали внимание и что замеряли?

  • Процент карточек товара с полностью заполненными обязательными атрибутами;
  • Конверсия со страницы поиска в карточку товара.

Сложности внедрения
На этапе MVP была решена задача настройки обменов между источниками и потребителями данных. Важно отметить, что ключевую роль в этом процессе играет качество самих данных и выгрузок. На этом этапе очень важно получить верные и качественные данные для загрузки в PIM систему.

Еще одна сложность заключается в отраслевом функционале. Особенности аптечного бизнеса предполагают специфические кастомные доработки, даже с учетом отраслевых решений. Приоритизация задач и качественная коммуникация на уровне проектных менеджеров может сделать этот процесс более гладким и быстрым.
Особенности функционала PIM системы

Создан мультикаталог

Представлен в виде двух каталогов — каталог “Товарные категории” (иерархия, заведенная в ERP-системе) и каталог интернет-магазина с его иерархией.
На текущий момент времени в Compo PIM хранится более 179 000 SKU, которые выгружаются из системы 1С.

В каталоге настроен поиск по кодам SKU, например, по коду товара или коду номенклатуры (что удобно для фармацевтических компаний), по наименованию товара в PIM-системе и на сайте интернет-магазина и другие виды поиска.

Реализован настраиваемый экспорт товаров в Excel, который отправляется на электронную почту.
Товарная карточка

В карточке товара помимо внутреннего идентификатора PIM системы и UID-а товара из ERP собираются коды различных внешних систем, необходимые для работы в фармацевтической среде: код товара, код номенклатуры, код РЛС, код Pharm Portal.
Обогащение товаров посредством интеграции с Фарм Порталом

Произведена интеграция с каталогом PharmPortal и настройка обмена данных. Это позволило обогатить товар новыми характеристиками, а контент-менеджерам сократить время на обработку товарной карточки.

Форматы характеристик:
Фотографии
Штрихкоды
Прочие характеристики
Автоматическое обновление продуктовых данных на всех связанных каналах

Настроено автоматическое обновление продуктовых данных интернет-магазина из PIM системы по API. Также создан эндпоинт, который позволяет узнать какие товары изменились за последние N дней.

Варианты методов использованных на проекте:

  • Получение дерева категорий по каналу;
  • Получение описания товара;
  • Получение списка характеристик;
  • Получение списка производителей;
  • Получение списка брендов;
  • Получение списка стран;
  • Получение списка торговых наименований;
  • Получение списка шаблонов.

Компания получила контролируемый и в то же время автоматический инструмент обновления товарных данных на всех своих площадках. Это сократило время внесения изменений и упростило ручной труд контент-менеджеров.
Массовое управление товарами и характеристиками

Массовые операции служат инструментом для массового изменения характеристик, параметров, шаблонов, состояний и каталогов товаров. Имеют возможность работы с отдельно выбранными товарами, шаблонами, каталогами.

Возможные операции: “Активировать”, “Деактивировать”, “Изменить категорию”, “Изменить производителя”, “Изменение дополнительных категорий”, “Добавить теги”, “Изменить параметр товара”, “Изменить свойство товара”, “Смена шаблона”.
Планы на будущее и задачи из бэклога

  1. Получение данных по измененным товарам в PIM систему через шину — используется только как способ передачи об изменении некой сущности, сообщать id. Новое описание должно получаться также в API;
  2. Частичное обновление товара. Очередь для частичного обновления товаров: sync_uid’ы товара и категории. Получение данных по товару по коду номенклатуры;
  3. Новые системные маркеры: незаполненное фото, незаполненные параметры.